Введение
Современные компьютерные музыкальные редакторы универсальны. Они позволяют работать с музыкой и звуком на всех этапах создания композиции. Имея в своем распоряжении достаточно мощный компьютер со звуковой картой, MIDI-клавиатуру и микрофон, вы сможете сохранить наброски мелодии; гармонизировать и аранжировать произведение; подобрать самые подходящие для него звуки; записать голоса вокалистов и партии живых инструментов; обработать полученные треки различными эффектами; свести композицию, добившись необходимого громкостного, частотного баланса и наиболее впечатляющего распределения звуков на стереопанораме (или даже на круговой панораме); выполнить мастеринг; подготовить альбом для записи на различные носители.
Словом, техника и программное обеспечение способны на многое, надо только суметь ими воспользоваться. Конечно, для этого нужны знания. А их можно почерпнуть из книг, в частности, из нашей книги. В ней детально описывается методика работы с программой, которая позволяет обеспечить полный контроль над всеми элементами и этапами процесса создания музыкального произведения. Книга посвящена программе Cubase SX и ее технологиям, предназначенным для работы с музыкой и звуком, которыми могут воспользоваться как начинающие, так и совершенствующиеся компьютерные музыканты.
Cubase SX принадлежит к числу наиболее мощных музыкальных редакторов профессионального уровня. Многие сотрудники студий звукозаписи склонны считать инструментом настоящего профессионала только Cubase. Хотя с таким мнением можно и поспорить. Существует несколько программ, обладающих приблизительно одинаковыми возможностями, и причины, по которым тот или иной человек выбирает одну из них, бывает также трудно объяснить, как и любовь, возникшую с первого взгляда.
Версии программы Cubase SX можно считать прямыми наследницами целой серии программ, в именах которых присутствует слово "Cubase". Кроме того, заметно влияние и на идеологию, и на интерфейс Cubase SX менее известной широкому кругу пользователей, но очень интересной программы Nuendo. Многое из лучшего, имеющегося в этих программах, перешло в Cubase SX, а кроме того, здесь появились и новые эффективные средства создания музыки и обработки звука.
В книге описана именно наиболее мощная и полнофункциональная современная версия программы (Cubase SX), а не упрощенный ее вариант (Cubase SL).
По существу программа Cubase SX переросла тот уровень, который соответствует понятию "музыкальный редактор", и стала полноценной виртуальной студией. За счет появления совершенных виртуальных синтезаторов, эффектов и обработок Cubase SX все менее и менее нуждается в реальной студийной аппаратуре. Хотя при наличии таковой Cubase SX прекрасно справляется с ролью программной среды, которая интегрирует виртуальные и аппаратные компоненты в эффективно функционирующее единое целое. При этом немаловажное значение имеет внедренная в Cubase SX технология VST System Link, позволяющая распределять задачи, связанные с ресурсоемкими вычислениями, между несколькими компьютерами, объединенными в сеть.
К основным свойствам Cubase SX можно отнести следующие:
возможность записи и редактирования MIDI-композиций;
наличие MIDI-эффектов;
возможность записи, редактирования и воспроизведения звука оцифрованного с частотой дискретизации до 96 кГц и разрядностью до 32 бит;
поддержка нескольких многоканальных форматов звука (surround) вплоть до формата 5.1;
возможность работы с VST-плагинами и DX-плагинами (аудиоэффектами реального времени);
возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука;
наличие подключаемых виртуальных синтезаторов (VST-инструментов);
поддержка звуковых банков SoundFont;
импорт и экспорт цифрового звука в различных форматах;
воспроизведение цифрового видео;
представление музыки в виде нот, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений;
графическое управление параметрами синтеза звука;
микширование сигналов и управление студийным оборудованием;
практически неограниченное число уровней отмены операций редактирования;
наличие удобных средств для работы с лупами.
Совместно с Cubase SX поставляются VST-инструменты. Управление ими, как и настоящими синтезаторами/сэмплерами, может осуществляться и с помощью традиционных MIDI-команд, и с помощью данных автоматизации, записанных на MIDI-треки, в виде огибающих (интерактивных графиков изменения тех или иных параметров).
В поставку Cubase SX включено большое количество VST-аудиоплагинов, отличающихся способностью к управлению посредством автоматизации и наличием большого количества интересных пресетов. Здесь есть и виртуальные приборы динамической обработки, и частотные фильтры, и множество самых различных звуковых эффектов (от банальной реверберации до экзотического модулятора, придающего голосу человека звучание, которое могло бы возникнуть, если бы наши голосовые связки были сделаны из металла).
Имеются средства поддержки внешних управляющих устройств. Можно отредактировать таблицу закрепления ударных инструментов за клавишами MIDI-клавиатуры. Есть специальный редактор, предназначенный для создания партий ударных инструментов. Нотный редактор, входящий в Cubase SX, по своим возможностям сравним с лучшими образцами специализированных программ, предназначенных для подготовки партитур к изданию. Клавишный MIDI-редактор позволяет записывать музыку тем пользователям, которые не владеют нотной грамотой. Редактор-список сообщений обеспечивает прецизионную точность установки значений параметров синтеза, длительностей и моментов извлечения звуков. Программа в лучших традициях Cubase оснащена развитой системой функций, преобразующих MIDI-сообщения в соответствии с заданными алгоритмами. В связи с этим следует упомянуть группу функций квантизации, позволяющих и устранить погрешности исполнения музыки, и обработать записанную партию в соответствии с неким образцовым стилем. Оригинальное звучание MIDI-партий можно получить с помощью встроенных в программу MIDI-эффектов. Автоматизация сколь угодно сложных преобразований MIDI-данных реализуется посредством логического редактора.
Всех достоинств не перечесть! Самое главное состоит в том, что программа удобна в работе, надежно функционирует и предоставляет пользователям все средства, необходимые для эффективного редактирования MIDI- и аудиокомпозиций.
А теперь рассмотрим структуру книги. Книга состоит из 16 глав, предисловия, введения, заключения, приложения и списка литературы. Книгу сопровождает компакт-диск в формате CD-Extra.
Первая глава содержит сведения теоретического и прикладного характера, необходимые для осознанного и эффективного использования программы. В ней мы рассказали о:
сущности интерфейса MIDI, типах MIDI-сообщений в Cubase SX, MIDI-секвенсоре и его дискретной шкале времени;
аналого-цифровом и цифроаналоговом преобразованиях;
методах синтеза звуков, принципах функционирования синтезаторов и сэмплеров;
структуре микшера и назначении его основных элементов;
формах представления музыкальной информации, реализованных в Cubase SX
сущности звуковых эффектов;
сущности наиболее важных обработок, таких как частотная фильтрация и динамическая обработка;
измерении уровня и анализе спектра аудиосигнала в Cubase SX.
Много внимания уделено объемному звуку (surround), особенностям оборудования студии формата 5.1 и сведения в круговую панораму.
В данной главе вы сможете найти рекомендации по подключению к звуковой карте MIDI-клавиатуры и микрофона, а также, не вникая в тонкости и подробности, научиться проделывать в Cubase SX такие операции, как:
Загрузка, создание и сохранение файла проекта
Воспроизведение и запись MIDI-файла
Запись аудиотрека
Словом, здесь есть всё, необходимое для того, чтобы приступить к работе с программой и выполнять эту работу, ясно понимая смысл тех или иных действий.
Во второй главе рассмотрена чрезвычайно важная проблема — подготовка программы Cubase SX к эффективной профессиональной работе. От того, насколько грамотно вы выполните все необходимые подготовительные операции, зависит качество полученных вами результатов.
Описаны опции, содержащиеся в тех окнах диалога, которыми вам придется воспользоваться при подготовке программы к работе. Рассмотрены такие вопросы, как:
настройка MIDI-портов;
настройка канала цифрового звука;
выбор и настройка используемых MIDI-устройств, загрузка и редактирование инструментов;
загрузка банков SoundFont;
обеспечение пространственного панорамирования;
организация мониторинга;
настройка метронома;
синхронизация Cubase SX с внешними устройствами;
создание проекта и настройка его параметров.
Рекомендуем по мере освоения новых приемов практической работы периодически возвращаться к первой главе. Это позволит глубже понять назначение операций по подготовке программы к работе и их связь с конечным результатом.
В третьей главе рассматривается транспортная панель, которой вам предстоит пользоваться постоянно. Описано назначение групп управляющих элементов, имеющихся на панели, основными из которых являются:
Main Transport — кнопки для управления записью/воспроизведением/ перемоткой; элементы редактирования текущей позиции проекта и выбора формата представления времени;
Locators — элементы редактирования позиций левого и правого локаторов; кнопки включения автоматической квантизации, автоматического переключения в режим записи и возврата в режим воспроизведения, а также включения циклического режима;
Pre-/Post-Roll — элементы включения удобного для пользователя алгоритма перехода в режим записи и выхода из него;
Master + Sync — элементы включения метронома и различных режимов, связанных с синхронизацией; поля редактирования темпа и музыкального размера проекта.
Ваши действия в отношении элементов транспортной панели со временем необходимо довести до автоматизма.
В четвертой главе рассматривается структура окна Cubase SX Project и назначение его инструментов. В окне проекта сосредоточены не только средства выбора различных атрибутов треков (таких, как, например, банк инструментов, MIDI-инструмент, порты ввода/вывода и многих других), но и графические средства микширования и автоматизации, а также элементы, предназначенные для подключения MIDI- и аудиоэффектов, управления их параметрами. Подробно описаны:
атрибуты MIDI-трека и аудиотрека;
элементы основной секции инспектора трека, а также секций Track Parameters, Inserts, Sends и Channel;
подключение и использование MIDI-эффектов, аудиоэффектов и VSTi (виртуальных инструментов — синтезаторов и сэмплеров);
назначение групповых треков и их атрибуты;
операции над частями и аудиосообщениями;
регионы аудиосообщений и циклическая запись;
амплитудные огибающие аудиосообщений;
обработка пересекающихся аудиосообщений, Auto Fades, Auto Crossfades;
перемещение границ частей и аудиосообщений, алгоритм Time Stretch;
операции над треками, треки-контейнеры (Folder Tracks), трек маркеров (Marker Track);
запись автоматизации, формирование и редактирование огибающих;
автоматизация мастер-секции микшера, MIDI-треков, аудиотреков, групповых треков, VSTi и аудиоэффектов.
К окну Cubase SX Project вам придется обращаться постоянно. Без понимания назначения его элементов эффективная работа в Cubase SX невозможна.
Пятая глава посвящена работе с микшером Cubase SX. Рассмотрены режимы отображения окна Mixer, операции над модулями микшера, маршрутизация аудиопотоков, общая панель, модули и мастер-секция микшера. Описаны методики подключения VST-плагинов и получения информации о них. Проанализированы особенности пространственного панорамирования и применения эффектов параллельного действия в многоканальных проектах.
В шестой главе приведено детальное описание технологий записи и редактирования MIDI-сообщений. В начале главы рассматриваются завершающие операции по подготовке к работе с MIDI-данными.
В этой главе описана также работа в редакторе List Editor, в котором музыкальная композиция представляется в виде списка сообщений; пояснено назначение секций окна редактора List Editor; приведена методика редактирования списка сообщений.
На конкретных примерах описан процесс управления параметрами синтеза с помощью нерегистрируемых параметров (NRPN), редактирование нот с MIDI-клавиатуры и пошаговый ввод нот.
Использование глубинных ресурсов синтезаторов звуковых карт возможно только посредством привилегированных системных сообщений (Sysex). Разъяснена структура системных сообщений. Приведено описание окна MIDI-Sysex-Editor, которое позволяет загрузить, отредактировать, сохранить и внести в список системные сообщения.
Описана технология работы в окне Key Editor. В нем музыка наглядно представлена в виде отпечатков клавиш. Именно Key Editor позволяет записывать и редактировать музыкальные композиции людям талантливым, но недостаточно владеющим нотной грамотой. Приведено описание инструментов окна и рассмотрена методика работы с ними.
Представлена технология создания партий ударных инструментов в редакторе Drum Editor. Пояснен принцип использования редактора Logical Editor. Подробно изложены вопросы применения квантизации, в том числе, суть различных алгоритмов квантизации и выбор параметров квантизации.
Описаны команды меню MIDI: транспонирование MIDI-нот; перезапись MIDI-сообщений с разных треков на один; применение MIDI-плагинов;
распределение MIDI-сообщений с одного на несколько треков; преобразование номеров нот в соответствии с Drum Map и др.
Пояснены функции, доступные из подменю MIDI > Functions, среди них: удлинение MIDI-нот до их слияния; удаление всех сообщений за исключением MIDI-нот; удаление нот, имеющих заданные параметры; устранение перекрытия MIDI-нот во времени; перезапись выделенных нот в обратном порядке.
В седьмой главе рассмотрена работа в двух окнах: Browse Project и Tempo Track.
Окно Browse Project — это единственный элемент интерфейса Cubase SX, где собрана абсолютно вся информация об используемых в проекте объектах. В левой части окна структура проекта представлена в древовидной форме. В дереве присутствуют папки всех имеющихся в проекте треков. Если раскрыть папку трека, то в ней будут доступны папки, которые в свою очередь соответствуют объектам более низкого логического уровня: частям, аудиосообщениям, подтрекам автоматизации. Приведены рекомендации по использованию окна Browse Project в процессе работы над проектом.
В Cubase SX существует особый трек (Tempo Track), предназначенный для удобного и наглядного управления темпом, который по сути представляет отдельное окно-редактор. Описана методика редактирования графика изменения темпа и сообщений о смене музыкального размера.
В восьмой главе в общих чертах рассмотрена работа в окне нотатора Score Editor. Нотатор программы обеспечивает традиционную нотную запись музыки и двунаправленную транскрипцию: ноты — MIDI-сообщения; MIDI-сооб-щения — ноты. Score Editor по существу представляет собой специализированный графический и текстовый редактор, обеспечивающий подготовку партитур музыкальных композиций к выводу на бумажный носитель. Однако разрешающая способность нотатора уступает разрешающей способности MIDI-секвенсора (это характерно для нотаторов любых MIDI-редакторов). Кроме того, Score Editor не обеспечивает редактирование каких-либо других сообщений, кроме сообщений о включении и выключении MIDI-нот.
Описана методика выполнения элементарных операций записи и редактирования нот композиции.
Девятая глава посвящена MIDI-эффектам. В рассматриваемой версии программы Cubase SX реализовано четырнадцать MIDI-плагинов реального времени:
Arpache 5 — арпеджиатор (формирователь последовательности коротких нот на основе протяженной ноты или аккорда);
AutoPan — формирователь последовательности сообщений об изменении значений заданного контроллера, по умолчанию настроенный в режим автоматического панорамирования;
Chorder — формирователь аккордов заданного типа;
Compress — компрессор значений параметра Velocity;
Control — формирователь сообщений о смене значений MIDI-контрол-леров;
Density — регулятор "плотности" нот на треке, обеспечивающий прореживание или, напротив, генерацию дополнительных нот;
Micro Tuner — точный корректор высоты звучания нот, обеспечивающий индивидуальную подстройку каждой ноты в октаве;
MidiEcho — многократное повторение нот, имитация эха;
Note 2 СС — конвертор MIDI-сообщения типа Note в сообщения типа Control Change;
Quantizer — квантизатор, работающий в реальном времени;
Step Designer — паттерновый секвенсор;
Track Control — контрольная панель для управления основными параметрами синтезаторов стандартов GS и XG;
Track FX — набор эффектов, включающий в себя смещение во времени и транспозицию;
Transformer — эффект реального времени, возможности которого аналогичны возможностям редактора Logical Editor.
Подробно описаны диалоговые окна, предназначенные для редактирования параметров наиболее сложных эффектов.
Десятая глава посвящена применению VSTi. В поставку Cubase SX входит очень большое количество виртуальных инструментов. Еще больше VSTi можно приобрести отдельно от программы и подключить к ней в качестве плагинов. Для того чтобы описать даже малую часть виртуальных инструментов, доступных пользователям в наши дни, потребовалось бы несколько книг. В данной книге рассмотрены общие принципы применения VSTi и описаны только три виртуальных инструмента (впервые вошедшие в поставку Cubase):
A1 — псевдоаналоговый синтезатор;
Vb-1 — однотембральный полифонический синтезатор физического моделирования, имитирующий звучание бас-гитары;
Lm-7 — 12-голосная драм-машина с 24-битными сэмплами.
Высказаны рекомендации по применению VSTi совместно с VST-плагинами эффектов, рассмотрено назначение всех элементов, имеющихся в окнах перечисленных VSTi.
Одиннадцатая глава посвящена вопросам совместного использования Cubase SX и приложений, поддерживающих технологию ReWire, предназначенную для обмена аудиоданными между различными программами.
Возможности ReWire проиллюстрированы на примере подключения к проекту Cubase SX виртуальной студии Propellerhead Reason и использования ее в качестве VSTi.
Описан порядок запуска приложений ReWire и выхода из них. Рассмотрена технология управления устройствами Reason непосредственно из Cubase SX. Высказаны важные советы, касающиеся принципов организации совместной работы двух приложений.
В двенадцатой главе подробно описаны методики применения имеющихся в Cubase SX средств обработки аудиоданных. Приведены технологии:
использования окна Audio Part Editor для редактирования аудиосообщений в пределах части;
редактирования аудиосообщений с помощью окна Sample Editor;
редактирования регионов и работы с ними в режиме циклической записи для создания дублей;
редактирования аудиофайлов на уровне отдельных звуковых отсчетов;
работы с лупами и редактирования маркеров Hitpoints;
генерации шаблонов для Groove Quantize с использованием Hitpoints.
Рассмотрено окно Pool и разъяснены способы использования информации, имеющейся в нем.
Описано назначение команды обработки звуковых данных средствами, встроенными в программу, которые содержатся в меню Audio > Process.
Подробно рассмотрен порядок применения команд:
Noise Gate — выявление и замена тишиной аудиоданных, уровень которых не превышает заданного порога;
Pitch Shift — изменение высоты тона выделенного фрагмента аудиоданных без изменения его длины;
Stereo Flip — комбинирование сигналов левого и правого стереоканалов, записанных на аудиотреке;
Time Stretch — изменение длины и "темпа" выбранного фрагмента аудиоданных без изменения высоты его тона.
Кроме того, описаны средства для выявления участков звуковых данных, на которых амплитуда звуковых колебаний ниже заданного уровня, порядок просмотра и изменения истории разрушающего редактирования, способ сбора статистической информации о выделенном аудиосообщений, команда для сохранения результатов всех обработок из временных файлов в постоянные.
В тринадцатой главе проанализированы аудиоэффекты, которые поставляются вместе с программой и могут быть классифицированы по функциональному назначению:
Cubase 5 Plug-ins — плагины, перешедшие из программы Cubase VST;
Delay — варианты эффекта Delay;
Distortion — варианты эффекта Distortion;
Dynamics — динамическая обработка;
Filter — фильтр с динамическим управлением частотой среза и глубиной резонанса;
Modulation — эффекты, связанные с модуляцией (периодическим изменением) параметров звука;
Other — прочие эффекты, не относящиеся к тем группам эффектов, которые соответствуют устоявшейся классификации;
Reverb — варианты реверберации;
Surround — многоканальные плагины;
Direct X — эффекты и виртуальные инструменты, подключаемые посредством DirectX.
Подробно рассмотрены аудиоэффекты:
DoubleDelay и ModDelay — дилэи, отличающиеся интерфейсом и набором регулируемых параметров;
DaTube, Overdrive и QuadraFuzz — различные варианты эффекта Distortion;
DeEsser, Dynamics, VSTDynamics — различные варианты динамической обработки;
StepFilter — фильтр с динамическим управлением частотой среза и усилением в полосе обработки;
Chorus, Flanger, Symphonic, Metalizer, Phaser, RingModulator, Rotary, Tranceformer — эффекты, в которых используется модуляция того или иного параметра;
BitCrusher — имитатор обработки звукового сигнала аналого-цифровыми преобразователями различного качества;
Chopper — амплитудное вибрато;
Grungelizer — имитатор различных искажений и помех, характерных для граммофона и патефона;
Vocoder — виртуальный вокодер;
Reverb А и Reverb В — варианты реверберации, отличающиеся наборами регулируемых параметров и дизайном окон;
Karlette — симулятор магнитофонного дилэя.
Даны рекомендации по применению эффектов в режиме реального времени и пересчета данных.
Четырнадцатая глава посвящена сведению композиции в стереоформат и формат 5.1.
Проанализированы особенности сведения при использовании внешнего синтезатора и VSTi. Рассмотрены задачи, решаемые при сведении: применение обработок, панорамирование, подбор громкости треков, применение эффектов. Изложены общие принципы сведения в 5.1. Описана методика применения VST-плагина Mix6to2 для выполнения операции mixdown каналов из 5.1 в 2. Рассмотрены вопросы работы с видео и технология экспорта сведенной композиции в файлы различных типов.
В пятнадцатой главе рассмотрены вопросы организации работы студийных компьютеров в сети на основе VST System Link. Проанализированы достоинства и недостатки использования компьютеров, объединенных в сеть посредством VST System Link. Описана технология соединения компьютеров, конфигурирования объединенной аудиосистемы. Рассмотрены особенности синхронизации проектов. Предложены варианты распределения нагрузки между компьютерами, входящими в сеть, а также варианты мониторинга и сведения распределенных проектов.
В шестнадцатой главе приведен обзор главного меню. В каждом из 11 меню сосредоточены по одной функционально однородной группе команд и меню:
Работы с файлами
Редактирования
Работы с проектом
Обработки аудиоданных
Обработки MIDI-данных
Настройки нотатора
Работы с пулом
Перемещения по проекту и управления воспроизведением и записью
Взаимодействия с реальными и виртуальными устройствами
Управления окнами
Получения помощи
Многие команды главного меню дублируются в контекстных меню. Приведено назначение команд. Пояснены те команды, которые не были рассмотрены в предыдущих главах книги.