ОСНОВНЫЕ установки ДЛЯ МАСТЕРИНГА
Программы и физическое оборудование
Один важный пункт - то, что, в процессе мастеринга Вы обязательно сосредоточите усилия на улучшении вашего микса. Wavelab,Sound Forge и Cool Edit , предназначены для работы со стерео-файлами . Однако, Вы можете обрабатывать Ваш стерео-микс в многоканальном редакторе (SONAR, SAW, Samplitude, Vegas, Cubase, Nuendo, Logic и прочие), как единственный стерео-трек и мастерить таким способом. Мы предостерегаем Вас от выполнения микширования и мастеринга в одном шаге или одним действием, что возможно, например в Samplitude v7. Вы можете использовать Озон, как мастер-эффект в Вашем многоканальном проекте, но... первая практическая проблема состоит в том, что Озон требует большего количества мощности CPU. Программное обеспечение вашего редактора микширует Ваши треки и одновременно пытается управлять Озоном, который отбирает гораздо больше вычислительных ресурсов чем типичный plugin. В такой ситуации у Вашего процессора может зайти ум за разум и машина зависнет. Вторая проблема состоит в том, что Вы соблазнены делать все просто - микшировать, мастерить, переаранжировать, и возможно, даже повторно записывать в той же самой сессии. Это хорошая идея, но не забывайте, что Вы все еще работаете на компьютере и он не так идеален, как железные приборы. Мы рекомендуем в работе разделять пошагово запись/микширование и процесс мастеринга. Сосредоточтесь на общем звуке микса, добейтесь от себя ответа на вопрос "Интересно, как этот синтезатор звучал бы с другим тембром, хорусом? " Только потом делайте микширование в один стерео-файл и, затем, мастерьте отдельным и последним преобразованием Вашей песни.
Мастеринговые Эффекты
В процессе мастеринга, Вы обычно работаете с ограниченным набором определенных эффектов. Компрессоры, лимитеры и модули расширения (экспандеры) используются, чтобы регулировать громкостную динамику всего микса в целом. Чтобы регулировать динамику определенных частот или инструментов (например добавление плотности удара баса или теплоты вокала) требуется многополосный динамический эффект, в противоположность однополосному компрессору, который преобразует весь диапазон частот в миксе. Эквалайзеры используются, чтобы формировать тональный баланс. Ревнрберация может добавлять полный блеск микса, в дополнение к реверберации, которая, возможно, применялась на индивидуальных треках. Эффекты формирования стерео-поля (Stereo Imaging effects) могут регулировать ширину и образ звукового поля. Эффект возбуждения гармоник (Harmonic Exciters) может добавлять присутствие или "яркость" микса. Увеличитель громкости (Loudness Maximizer) может увеличивать громкость микса, одновременно при этом ограничивает пики, предотвращая клипирование (clipping). Эффекты шумоподавления могут произвольно использоваться, чтобы удалить второстепенный шумовой, электрический гул, и т.д. Мы не думаем, что есть один-единственный "правильный" порядок эффектов. В Озоне по умолчанию порядок мастеринговых модулей (путь сигнала в Озоне):
1) Параграфический Эквалайзер (Paragraphic Equalizer )
2) Мастеринговый ревербератор (Mastering Reverb )
3) Многополосная динамическая обработка (Multiband Dynamics )
4) Многополосное устройство возбуждения гармоник (Multiband Harmonic Exciter)
5) Многополосный расширитель стереобазы (Multiband Stereo Imaging)
6) Усилитель громкости. (Loudness Maximizer)
Вышеприведенная последовательность - только наше предложение, основанное на методе и алгоритме с которыми мы работаем.
Этот порядок может быть Вами изменен. Фактически, Вы можете экспериментировать с различными вариантами пути сигнала. Единственное исключение во всех случаях, которые мы можем рекомендовать - то, что, если Вы используете Loudness Maximizer , то он должен быть помещен последним в цепи.
СЕМЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВО ВРЕМЯ МАСТЕРИНГА
Прежде чем Вы погрузитесь в сессию мастеринга, прочтите семь правил, которые нужно периодически вспоминать.
1) Найдите товарища, который может также мастерить Ваши миксы. Конечно,в большинстве проектных студий, один тот же самый человек является и исполнителем,и производителем, и мастеринговым инженером, и даже продюсером в одном лице. Но, по крайней мере, заставьте кого-то еще слушать с Вами микс и итог обработки. Или найдите кого-то, кто будет мастерить Вашими миксы, а Вы можете делать анологично и для него. Запомните, Вы всегда слишком близки к вашей собственной музыке. Вы будете слышать вещи, другие слушатели не будут их слышать, и Вы будете пропускать вещи, которые каждый услышит.
2) Делайте перерывы и слушайте другие компакт-диски. Освежите ваши уши другим материалом .
3) Переместите Ваше положение во время прослушивания. Студийные мониторы очень направлены. Звук может изменяться значительно в зависимости от Вашей позиции. Пройдитесь поперек комнаты, послушайте звук с разных точек.
4) Слушайте на других колонках и системах. Сделайте CD с несколькими различными вариантами и прослушайте на Вашей бытовой стереофонической системе, или в Вашем автомобиле. Не отмечайте звук по определенным различиям, но запомните общее в звуке Вашего микса на разных системах.
5) Проверить, как микс звучит в моно. Проверьте, как это звучит с полярностью, перевернутой на одном канале. Люди, возможно, будут слушать Ваш микс и таким способом Вы подтвердите свое умение как звуковой инженер. Озон обеспечивает быструю проверку моно-совместимости, щелкая на кнопке Channel Ops. Вы можете быстро переключать микс в моно режим, переключить левый и правый динамики и их полярность.
6) Слушайте Монитор в нормальных уровнях громкости, но периодически проверяет микс в более высоком уровне. Когда Вы слушаете на малых и средних уровнях, Вы имеете тенденцию слышать большее количество средних частот (где ухо наиболее чувствительно) и меньшее количество низов и высоких. Это связано с так называемым эффектом Fletcher-Munson, согласно которому различные частоты слышатся по-другому в зависимости от уровня громости воспроизведения.
7) Когда Вы думаете, что все сделано, ложитесь спать и послушайте микс снова следующим утром.
Эквализация (EQ)
Разумная отправная точка, при мастеринге - EQ. В то время как большинство людей понимает, как эквалайзеры работают и что они могут делать, тем не менее не всегда легко отбалансировать микс в одно целое.
Какова Цель EQ в процессе Мастеринга?
Когда мы пробуем заставлять наш микс звучать хорошо, мы пытаемся привести все под "тональный баланс". Наверняка для каждого инструмента Вы специально подбирали EQ и сделали это в течение подготовки и объединения всех треков в один микс, так что мы только пробуем формировать полный звук что заставить его звучать более натурально. Иногда это легче сказать, чем сделать, но есть некоторые общие методы, которые Вы можете использовать, чтобы получить приличный тональный баланс.
Принципы EQ
Здесь мы приведем основной обзор принципов эквализации перед погружением в эту науку. Есть много различных типов эквалайзеров, но они, как предполагается, повышают или увеличивают определенные частоты или диапазоны частот. В центре нашего внимания будут параметрические эквалайзеры, которые обеспечивают самый большой уровень контроля для каждого диапазона частот. Параметрические эквалайзеры обычно составляются из нескольких диапазонов (bands) или полос. Диапазон EQ это отдельный фильтр. Вы можете использовать каждую полосу, чтобы повысить или понизить частоты в пределах ее диапазона. Объединяя полосы Вы можете создавать фактически бесконечное число форм EQ. Рис. ниже показывает экран эквалайзера в Озоне, но принципы те же самые для большинства параметрических эквалайзеров. Есть 8 наборов стрелок, которые представляют 8 полос. Одна полоса выбрана на частоте в области 3753 гц и уменьшена до -3.5 dB. Яркая красная кривая показывает общий эффект всех частотных диапазонов. Более темная красная кривая показывает кривую отдельного диапазона полосы, которая выбрана курсором.
Мы не будем вдаваться в подробности регулировки параметров параметрического эквалайзера - это остается в в нашем предположении о Вашей осведомленности.
Также опускаем варианты управления эквалайзером - это достаточно просто и легко. Ну а если Вам легче оперировить цифрами, а не наглядным графическим изображением, это также предусмотрено в Озоне.
Начнем коррекцию с "Середины" Микса
Слушайте и пробуйте идентифицировать любые проблемы, которые Вы слышите. Начните со средних частот (вокалы, гитара, клавишные, и т.д.) так, как это будет типично представлять "сердце и душу песни". Это звучит "слишком грязно, невнятно"?
Слишком носовой или бочковый звук?
Слишком резкий звук?
Сравните микс с другой песней, или коммерческим CD. Практически все ошибки можно отразить в следующих примерах:
Звучит слишком грязно, невнятно?
Попытайтесь подрезать диапазон от 100 до 300 гц (полоса 2 в Озоне установлена на 180 гц по умолчанию). Уменьшайте только на несколько dB, если это не помогает - ищите ошибку в сведении.
Звук носовой или как из бочки?
Уменьшайте диапазон между от 250 до 1000 гц. (полоса 3 в Озоне установлена по умолчанию в 520 гц для этой цели) и опять помните - регулируйте в пределах 3-6 dB, создание сложных и крутых графиков говорит только об ошибке на стадии сведения или записи.
Звук слишком резкий?
Это может быть вызвано частотами в диапазоне от 1000 до 3000 гц. Пробуйте прибрать эту полосу этот диапазон на несколько dB. (полоса 4 в Озоне установлена на 1820 гц для этой цели)
Хотелось бы надеяться,что используя одну или две полосы в вышеуказанных областях даст Вам улучшение звучания средних частот. Помните, что Вы можете использовать сочетание Alt+click , чтобы выделить только определенный(ые) диапазон (ы) и их услышать. Другая техника применяемая в некоторых случаях предполагает сначала повышение какого либо диапазона, чтобы выдвинуть таким образом на первый план эту область спектра и затем уменьшаяя эту область, полностью сосредоточась и слушая проблемы в ней.
Вы получите наиболее естественный звук, используя широкие полосы (коэф. Q меньше чем 1.0). Если Вы используете слишком узкий фильтр, или слишком большие значения регулировок в dB, или убедитесь, что все попытки рулить эквалайзер в миксе ни к чему не приводят - возвратитесь к индивидуальным трекам и пробуйте найти и изолировать причину там. Запомните также, чем шире полоса, тем меньшее количество db Вы должны оспользовать для регулировки.
Кроме того, ваши уши быстро привыкают к изменениям EQ. Вы можете повышать больше чем необходимый уровень, чтобы слышать различие. Используйте окно History (щелчок на кнопке History) чтобы возвратиться к параметрам вносимых Вами изменений.
При сравнении различия до и после того, как ряд тонких изменений в EQ может помогать предотвращать Вас от грубых повышений или уменьшений уровней в полосах.
Бас
В сравнении вашего микса с коммерческим миксами на этой стадии Вы, вероятно, будете соблазнены повысить бас, используя эквалайзер. Сопротивляйтесь искушению. Не волнуйтесь, Ваш микс получит тот необходимый низкий ударный звук, но мы будем делать это, используя многополосную компрессию на другом этапе нашего мастеринга. Считаем, что разумно использовать EQ в качестве фильтра ниже 30-40 Гц. Пуристы могли бы находить этот тревожным, как же, мы ведь можем слышать до 20
Гц и некоторая музыкальная информация может быть потеряна. Типично, люди считают, что "бас" хоть находится в области 50-100 Гц, но... звук в районе 20-40 Гц как правило можно плавно скатить до уровня 0 db. Выгода этого действия в том, что Вы можете удалять бесполезный низкочастотный рокот и шум, который мог бы перегружать Ваши уровни.
Имейте в виду, что для баса, впрочем как и любого изменения EQ в этом отношении, каждое действие имеет противоположную реакцию. Если Вы увеличиваете одну частоту, Вы можете маскировать другую частоту. Обратная сторона в этой «медали» - уменьшение одной частоты может быть воспринято как повышение другой частоты. Каждое изменение в эквализации, которое Вы делаете, может затрагивать восприятие полного тонального баланса целого микса.
Бас-гитары и бас-бочка могут охватывать широкий диапазон частот. Если "бум" бас-барабана может быть сосредоточен вокруг 100 гц, но атака обычно находится в области 1000-3000 Гц.
Поэтому иногда Вы можете получить более остро звучащий "басовый" звук, сосредотачиваясь на более высокой частоте атаки, в противоположность участку на уровне 100 гц, которая может причинять "грязь". С другой стороны, если Вы хотите добавить, что от стиля "хип-хоп" в басе, попробуйте задрать пик на уровне 50-60 Гц, как показано на рис.