Взаимодействие эквалайзера с компрессором
Если вы используете разделенную динамику, сделайте ваш первый путь эквализации с выходами (makeup gains) от трех полос. 3-полосная компрессия и эквализация работают рука об руку. Если вы разделяете обработку динамики, то на тональный баланс будут воздействовать перкрестные частоты, величина компрессии и параметр makeup gain каждой полосы. До включения эквалайзера сначала попробуйте исправить общий тональный баланс с makeup (выходными) gains каждой полосы компрессора. В основном, чем больше компрессируете, тем "более тусклый" звук, потому что теряются transients. Я сначала пробую решить эту проблему использованием меньшей компрессии или изменением времени атаки высоких частот компрессора, но вы можете предпочесть использовать параметр makeup gain или эквалайзер, чтобы восстановить баланс высоких частот.
Контроль шипения
Контроль шипения (усиленных звуков) это естественный артефакт компрессоров. Это появляется потому что компрессор не отмечает продолжительный звук "с", как превышающий предел (threshold), но ухо является очень чувствительным к этой частотной области. Другими словами, компрессор не передает то, как работает ухо.
Решение этой проблемы приходит очень быстро: узкополосный компрессор, работающий только в области шипения (везде от 2.5 кГц до примерно 9 кГц).
Уменьшение шума (Noise Reduction)
Компрессия имеет тенденцию к усилению шума источника, потому что, когда сигнал ниже предела, компрессор увеличивает параметр "gain". Возможным противоядием для шума является небольшое расширение никого уровня, в особенности при выборочных частотах. Шум пленки, шум предусилителя, шумная гитара и усилители синтезаторов могут быть восприняты как проблема или как "часть звука". Но когда вы думаете, что шум это проблема, не будьте слишком фанатичными при его убирании. Я часто упоминаю, что звук с плохо сделанным уменьшением шума - это "потеря ребенка вместе с водой в ванне". Ключ к хорошозвучащему уменьшению шума означает не полностью убрать все шумы, а сделать небольшое исправление, приводящее к триумфу. Запомните, что громкие сигналы маскируют нежелательный шум. Запомните также, что основная публика не полный ноль в определении шума как проблемы. Они уделяют внимание музыке и вы должны тоже!
От 1-го до 4-х Дб уменьшения в узком диапазоне с центром около 3-5 кГц может быть очень эффективным и, если сделано правильно, неслышимым для уха. Сделайте это с многополосным расширением Финалайзера. Начните с нахождения "предела" с начальным высоким "отношением", быстрыми временем атаки и временем релиза. Нуль на "пределе" означает, что это только выше шумового уровня. Вы слышите уродливую "болтовню" ("chatter") и подпрыгивания нижнего уровня шума (noise floor). Теперь уменьшите "отношение" на очень маленькое, ниже 1:2 или, возможно даже 1:1.1, и уменьшите времена атаки и релиза до тех пор, пока не будет малой или невоспринимаемой модуляции нижнего уровня шума. Атака бывает обычно быстрее, чем релиз так, что быстрые кресцендо (crescendo) не будут затронуты. Это дает мягкое, почти нечувствителное уменьшение шума. Используйте кнопку "сравнить" ("compare") Финалайзера, чтобы увидеть, насколько успешно вы это сделали. Шипение может быть драматично удалено, но будьте уверены, что вы не повредили музыку в этом процессе. "Пределы" в других двух полосах могут быть выбраны очень высокими (расширение выключено). Look-ahead дилэй Финалайзера действительно позволяет Экспандеру открыться до того, как он будет пройден сигналом, сохраняя transients, который является только выше шумового уровня.
Знайте ваши пределы
Уменьшение шума через простое расширение имеет свои пределы. Если вы не удовлетворены, то вы можете сделать запись через специализированные устройства уменьшения шума, которые используют алгоритмы, которые с годами становятся все совершеннее. В Noise-Reduction вы действительно получаете то, за что Вы платите, и если это недорого, это является или неэффективным или, вероятно, не имеющим смысла.
МОНИТОРЫ
Мониторы и эквализация
Неточная или unrefined система мониторов не обязательно является причиной неверной эквализации, но результаты, в основном, именно в эквализации. Чем более точные и линейные ваши мониторы, тем меньше эквализации вы сделаете, так что есть повод поговорить немного о настройке мониторов. Ухо/мозг должны использоваться вместе с тестовыми инструментами для определения точности мониторов. Например, некоторая степень измеряемого высокочастотного спада обычно звучит лучше (в соответствии с потерями в воздухе). Но нет объективного измерения, которое говорит "этот спад измеряется правильно", измерения всегда проводятся только в некотром приближении. Таким образом, для высоких частот основная настройка монитора должна быть сделана по уху. Это приводит нас к проблеме курицы и яйца: "Если вы используете записи для оценки мониторов, как вы можете узнать, что запись сделана верно?" Ответ - использовать самые лучшие справочные записи (не менее 25 - 50) для оценки мониторов и определения среднего. Высоты могут варьироваться от оттенков тусклого до отенков яркого, но большинство оценок будет сделано правильно, если ваша мониторная система точная. Поробуйте обойти добавлением корректирующих мониторы эквалайзеров. Самое лучшее - исправить комнату или удалить громкоговорители. Моя техника включает подстройку переходных компонентов динамиков до тех пор, пока мониторы не переместятся точно в середину "приемлемой кривой" во всех 50-ти справочных записях.
Даже если ваши мониторы сообщают о том, что звук превосходен, ваша комната, неправильная емкость кабеля, мощные усилители, ЦАП и предусилители воздействуют на высокочастотную характеристику, особенно, если вы делаете какие-либо изменения, вы должны переоценить ваши мониторы по 25-и лучшим записям!
Мониторы и стерео-отображение (Stereo Imaging)
Финалайзер обладает мощными системами для настройки стерео-отображения. Но сначала ваши мониторы и акустика должны подвергнуться проверке. Разверните ваши мониторы примерно на угол в 60 градусов. Это проверка записи, которая объективно оценивает стерео-отображение и определяет полосовую фильтрацию из-за близлежащих поверхностей так же хорошо, как и дефекты кроссоверов динамиков. Это называется LEDR тест (от Listening Environment Diagnostic Recording - запись диагностики прослушивания), который доступен на Chesky Records (http://www.chesky.com) на JD37. Первая игра объявляет трек и подтвержает, что заявленныые позиции верны. Если нет, то подстройте разделение динамиков и угол. Потом проиграйте LEDR тест. Beyond signal должен расшириться на величину около 1 фута слева и справа от динамиков. Аналогично, up signal должен подняться вверх на 3 - 6 футов, и over signal должен быть радугой, поднимающейся по крайней мере на ту же высоту, что и up. Если нет, осмотрите комнату на наличие объектов сверху и между динамиками или дефективных драйверов или кроссоверов.
Настройка стерео-баланса
Стерео-баланс не должен оцениваться, как сравнение измерителей каналов. Единственный путь к точной настройке стерео-баланса - с помощью уха. Удостоверьтесь, что ваши мониторы сбалансированы по играющему розовому шуму на точно согласованный уровень каналов. Сядьте в "приятное место". Все частоты розового шума должны отображаться в узкой точке в центре громкоговорителей.
Передовые техники мастеринга
Мастеринг приносит пользу на цифровой аудио-рабочей станции. Мощная Цифровая Рабочая Аудио-Станция (DAW - Digital Audio Workstation) позволяет вам делать редактирование, плавные фэйды, усиление или ослабление громкости частей. Клиент принес DAT с 10-ю песнями. В одной песне бас не смиксован достаточно громко (это может случиться даже с лучшими продюсерами). Мы могли бы поднять бас с помощью узкополсного эквалайзера, который имел бы небольшой эффект на вокал. Но, когда продюсер взял работу домой, он был разочарован.
"Вы проделали отличную работу над басом, но деликатность вокала затронута слишком сильно для моих целей. Вы думаете я могу принести вам DAT басовой части, чтобы мы могли поднять его здесь? Я не могу продублировать этот микс."
Я ответил ему, что мы можем обратиться вот к чему: DAT с полным миксом в одном канале и изолированный бас в другом. У меня была возможность загрузить DAT в мою рабочую станцию, синхронизировать изолированный бас, поднять бас при мастеринге без влияния на вокал. Это был определенно успех. Другой клент, делавший альбом "нью эйдж пианиста", принес четырехтрековый Exabyte-архив в формате рабочей станции. Треки 1 и 2 содержали полные минуса пианино из микса, а треки 3 и 4 содержали только пианино. Если все 4 трека смиксовать с одинаковвым усилением, то мы придем к полному миксу, но, если требуется, мы можем выровнять, скомпрессировать или эквализовать пианино раздельно при мастеринге.
Изменение миксов
Другим методом является попросить клиента послать раздельно выделенный вокальный ("vocal up"), нормализованный вокальный ("vocal correct") и приглушенный вокальный ("vocal down") миксы, потому что окружение мастеринга идеально для принятия этих решений. И процесс мастеринга может воздействовать на тонкий баланс. Но часто это роскошь делать отдельные миксы, и мы мечтаем о способах достижения микса на основе имеющихся двух треков. Прошлый клиент миксовал в прозрачной для басов комнате и его бас был очень ярким (boomy), right up около 180 Гц. Вокал спустился немного вниз, когда я корректировал яркий бас, но через специальные M-S техники обработки я мог сделать отлично сбалансированный мастер...который привел нас к...
MS техники мастеринга
До появления цифровых процессоров, подобных Финалайзеру, мастеринг-инженеры были ограничены в том, что мы можем достигнуть сейчас. На сегодняшний день мы продолжаем говорить некоторым клиентам "идите и исправьте это при сведении", но мы имеем неколько хитростей в наших рукавах, которые могут вершить чудеса с двухтрековым миксом. Одна древняя техника является невероятно мощной - это MS-мастеринг.
MS расшифровывается, как "Mid-Side" (среднесторонний) или "Моно-Стерео". В МС микрофонной технике, кардиоида, передненаправленный микрофон подключается к М моно каналу, а фигура 8, сторонненаправленный микрофон подключается к S или стерео каналу. Простой декодер (такой, как аудио микшер) смешивает эти два канала, чтобы создать L (Left - левый) и R (Right - правый) выходы. Вот формула декодера: M+S эквивалентно L, M-S эквивалентно R. А вот как декодировать в микшере: назначаем M на фейдер 1, S на фейдер 2, оба параметра pan выставляем влево. Назначьте M на фейдер 3, S на фейдер 4, инвертируете полярность фейдера 4 ("минус S"), панораму выставляем направо. Чем больше M в миксе, тем больше монофоническим (центрированным) будет материал. Чем больше S, тем более пространным или диффузным будет материал. Если вы выключите M-канал, то вы не услышите фазы звука, содержащей много реверберации и инструментов на крайних позициях. Если вы выключите S-канал, вы будете в значительной степени слышать вокалиста; звук сжимается, теряется богатство и пространство.
нет совершенного разделения между M и S каналами, но достаточно выполнить немного конторля над обычными 2-track. Это замечательно для работы над фильмом - кажущаяся дистанция и положение актера могут быть изменены простой манипуляцией с двумя фейдерами.
M-S техника не должна быть зарезервирована на специализированную miking-технику. Используя MS, мы можем разделить обычную стерео-запись на элементы в центре и на стороне, и потом обработать отдельно эти элементы. Я говорю моим клиентам, что делаю три трека из двух.
MS приключение начинается
MS - это другой прием, который уменьшает компромисы и увеличивает возможности мастеринга. Возможности ограничены только вашим воображением. Финалайзер и, в частности, Финалайзер 96К, позволяют вам манипулировать стерео разделением, используя MS технику. Давайте возьмем стерео запись со слабым вокалом в центре. Сначала мы включим свое MS кодирующее устройство, которое разделяет сигнал на M и S. Затем мы уменьшим уровень S или увеличим уровень M. Потом декодируем этот сигнал на L и R. Престо, вокальный уровень увеличивается, как бас (обычно) и любой другой центральный инструмент. В дополнение, стерео-ширина уменьшается, что не желательно. Но, по крайней мере, мы увеличили уровень вокала и сохранили день! Встроенный контроль ширины Финалайзера делает эту работу изменением отношения M к S.
Но мы можем сделать гораздо больше, часто без слышимого компромисса, и сделать клиентов очень счастливыми. Давайте возьмем нашу стерео-запись, кодируем ее в MS и сделаем раздельную эквализацию M и S каналов. Вот традиционный (дофиналайзеровский) метод: подключаем выход MS кодировщика к двухканальному эквалайзеру. Канал один эквалайзера содержит M-канал, в котором содержится бОльшая часть вокала. Канал два содержит S-канал, в котором находится большинство ambience и сторонних инструментов. В M-канале эквалайзера мы можем немного усилить вокал увеличением (например) диапазона 250 Гц и, возможно, также присутствующего диапазона (5 кГц, например). Это поднимает центр вокала с немногим эффектом на другие инструменты, и низы стерео разделения почти неощутимы.
Spectral Stereo Imager Финалайзера 96К может также "перемешивать" ("remix") этот материал, только у него немного другой интерфейс. Увеличивая M-уровень (сокращая ширину) диапазона 250 Гц и/или 5 кГц, мы поднимаем центр вокала способом, очень похожим на традиционный метод, только без серьезного ухудшения изображения (imaging) других инструментов. В дополнение к этому средству "перемешивания", spectral stereo imager имеет очень креативный контроль ширины, ограниченный только вашим воображением. Размажьте цимбалы без потери фокуса снейра, уплотните изображение баса без потери стерео разделения других инструментов и т. д.
Еще более продвинутая MS техника
В настоящее время Финалайзер имеет одиночный параметр "предел" ("threshold")для обоих каналов, но другие продукты от TC Electronics могут обладать даже более изощренными техниками M-S мастеринга. Вы все слышали микс, который отлично звучит, но вокал иногда немного уходит в глубину, когда громкость инструментов увеличивается. Мы пытаемся компрессировать весь микс или даже используем узкополосную компрессию вокального диапазона, но это ухудшает великолепный звук инструментов. MS компрессия может помочь нам изолировать компрессию центра канала...Но одной компрессией M-канала мы деликатно поднимаем уровень центра канала, когда сигналы становятся громче. Или, еще лучше, используйте мультиполосную MS компрессию, таким образом, бас (например) не подвергается нашей компрессией. Другими словами, компрессия только частот среднего диапазона только М-канала... Очень селективный и мощный процесс, только доступный сегодня в цифровом мире.
Делаем бэкап предмастеринговых копий (UnFinalized Safety)
Сейчас вы имеете мастер, готовый для отправки на производство. Большинство мастеринг-инженеров делают необработанные копии безопасности музыки для будущего релиза с высоким разрешением. Если вы создаете субмастер (submaster), чтобы взять его в студию, делайте также необработанную версию, так как в звукозаписывающей студии могут иметь идею, отличную от вашей, как сделать вашу музыку яркой.