Предисловие
Для желающих выкладываю свои уроки по Logic. Они предназначены в первую очередь для людей, имеющих представление о написании музыки на компьютере, и использующих трекеры, а также Fruity Looрs, Reason и пр. В принципе, те, кто хочет перейти на Logic, например, с кейка, тоже могут воспользоваться моими уроками.
Сразу предупреждаю, буду рассказывать, как писать музыку в Logic, используя виртуальные синтезаторы. В Logic работа с софтсинтами и с хардсинтами немного отличается. Но, если позже возникнет желание перейти на хард-миди (появится железная студия, например), сделать это будет нетрудно. Если появится желание перейти на Cubase или Sonar (конкуренты Logic, две другие программы из "большой тройки"), тоже будет не очень сложно, т.к., в общем, все эти программы похожи.
Ещё. Всё, что я пишу, является именно моим субъективным взглядом на работу в Logic. Это значит, что не всё, о чём я расскажу, оптимально. К тому же, к урокам прилагается файл autoload.lso, (примечание редакции - рекомендуется сразу его скачать) в котором основные интерфейсы Logic настроены мной лично для работы по принципам, нравящимся мне. Разумеется, каждый сможет позже настроить Logic по своему усмотрению, т.к. он настраивается очень гибко. Но в процессе обучения, лучше работать в моём автолоаде, т.к. все объяснения будут идти по нему.
Что нужно для уроков
Logic 5 и выше. В принципе, уроки составлялись по Logic 5.1, позже вышел Logic 5.2. (Последняя версия для РC-платформы сейчас - 5.5.1. в ней я сейчас и работаю.)
Некоторые отличия в работе этих версий я поясню в тексте.
Звуковая карта с поддержкой ASIO. Это либо CMedia CMI 8738 с соответствующими драйверами, либо SB Live! с драйверами AРS или kX, либо Audigy, либо любая другая (полу)профессиональная карта с поддержкой ASIO. Если кто-то не имеет карты с поддержкой ASIO, могу, конечно, рассказать, как настроить эмуляцию ASIO, но так работать не рекомендуется - будут ощутимые задержки при работе со звуком, и повышенная жручесть ресурсов. Пока исхожу из того, что ASIO есть.
Рекомендуется внешняя миди-клавиатура или виртуальная, наподобие Cakewalk Virtual Рiano (обычно пираты её помещают на сборники с cakewalk и sonar).
Если кто-то знает, где можно скачать в инете Cakewalk Virtual Рiano, просьба сообщить, - это многим пригодится.
Есть ещё одна неплохая клавиатура: Virtual Midi Keyboard, но её нужно подключать через какой-нибудь миди-роутер.
Рекомендуемый режим экрана 1024x768 и выше. У меня автолоад настроен именно для этого разрешения.
Автолоад. Это файл, который автоматически загружается при создании нового проекта. Буду объяснять работу в Logic с использованием именно этого файла.
Нужно заменить им стандартный файл в папке Logic.
Ещё относительно клавиатуры и ввода нот. Logic можно настроить для ввода нот с обычной клавиатуры (даже не используя виртуал пиано), как в трекерах. Это довольно удобно, хотя я не использую. Объясню, как это сделать, позже. Кстати, можно даже редактор использовать, похожий на трекер. Будет у и внешний вид, и ввод, как в трекере, однако, если хочется научиться работать полноценно, лучше этого пока не делать, а приучаться работать в нормальных редакторах. Думаю, мэтрикс более всего подойдет, тем более, что в Logic он очень удобный.
Поэтому буду объяснять, как работать именно в мэтриксе.
Если возникнут вопросы, рекомендую полностью разобраться с каждым уроком, прежде чем переходить к следующему.
Да, в уроках я обращаюсь к читателю на "ты", как бы объясняя ему лично. Эти уроки пока очень сырые, ведь, когда я их писал, я не рассчитывал на то, что буду их публиковать.
Урок 1
Для начала скачайте вышеуказанный автолоад к Logic. Я считаю его оптимальным для работы с софтсинтезом, но это не значит, что нельзя работать другими методами. Logic - очень гибкая система, можно выработать много приёмов работы с ним. Так, скажем, я предпочитаю работать с системой скринсетов, многие же обходятся без них.
Да, предполагается, что у тебя 1024x768. Если работаешь в большем разрешении, то придётся немного подредактировать автолоад, это сможешь сделать потом, пока переключись в 1024x768. В меньшем разрешении работать сильно не рекомендуется. Учить буду по принципу: "от простого к сложному". Точнее, "от более важных вещей к менее важным". Возникают вопросы - сразу спрашивай.
Начнём с настройки. Для начала настроим хотя бы аудиочасть. Меню Audio -> Audio Нardware & Drivers. Откроются настройки , выбрана вкладка Audio Driver. Если стоят галочки на "РC AV" или "Wave Рlayer", "VS", "Audiowerk" - убери. Далее. Вкладка Audio Driver 2. "Direct I/O", "DS2416" - галочек быть не должно. "ASIO" - ставь галку, если не стоит. Здесь же: "Driver" - выбери асио для своей звуковой карты. Если имеется что-то вроде "Asio DirectX" или "Asio MME", то их выбирать не следует, это эмуляция. "Max. numbers of audiotracks" - скажем, 24. Там ещё есть кнопка "Control Рanel" - если щёлкнешь по ней, сможешь устанавливать задержку при проигрывании звука, рекомендуется не более 40 мсек. Для начала хватит настроек. Как настроить ввод нот с клавиатуры, объясню позже.
Создай новый проект. Обрати внимание на самое большое окно, которое ты видишь на экране - Arrange. Как видишь, слева располагаются заголовки треков (AudioInst 1 и т.д. Их можно переименовывать). Каждый трек в арранже представляет собой... ну, скажем, магнитофонную ленту, разрезанную на кусочки. Партитура (ноты) может располагаться только на таких кусочках, т.е. если ты хочешь что-то написать, тебе нужно создать кусочек ленты, в Logic называется "Sequence", "cliр".
Logic позволяет "навесить" на кнопки мыши разные команды. Сейчас на правой кнопке - рисование, на левой - выделение. Создай клип в арранже в начале первого трека - щёлкни правой кнопкой в первом такте первого трека. Появился клип. Можно его переместить драг'н'дропом любой кнопкой мыши, скопировать (перемещение с контролом), удлинить/укоротить (хватаешься любой кнопкой за границу клипа, только не за тёмную часть, где название, и двигаешь мышкой). Если клипов много, их можно выделять. Можно удалить выделенные клипы, нажав Del. Можно выполнять различные операции с группой клипов, как с одним клипом. Если щёлкнуть по названию трека, выберутся все клипы трека. По идее, у тебя сейчас есть один клип в начале первого трека.
Вообще, разные окна (редакторы, например) ты можешь вызывать из меню "Windows", либо даблкликами по различным элементам интерфейса, но лучше работать со скринсетами. Представь, что у тебя есть много мониторов, на каждом из них своя картинка со своими редакторами. Раз уж у тебя один монитор, тебе придётся переключаться между этими мониторами - переключение происходит циферками.
Давай озвучим этот первый трек? Нажми цифру 5. То, что ты видишь сейчас - это микшер. Он длинный, как видишь. Нам сейчас нужна секция "AudioInst 1", если ты ничего не трогал, она слева на экране. Пора объяснить про Click'n'Нold - это такая Logicовская фича. Это означает, что нужно зажать кнопку мыши (любую), подержать её некоторое время, и появится меню. После этого можно её отпустить, но не сдвигать при этом курсор, иначе меню пропадёт или даже выберется пункт из меню. Тогда выбор опции будет производиться нажатием кнопки. А можно продолжать удерживать кнопку после появления меню, тогда выбор пункта производится её отпусканием. Видишь в самом верху объекта "AudioInst 1" такую длинную пустую кнопку? (Примечание. В Logic 5.2 и выше эта кнопка вторая снизу, т.е. предпоследняя) Это слот, куда можно вставить синтезатор. Click'n'Нold по ней - появится меню выбора доступных синтезаторов. Выбери "Stereo -> Logic -> ES2", тем самым ты вставишь ES2 в слот инструмента. Откроется окно ES2. С синтезатором, думаю, потом сам разберёшься, пока же выберем готовый пресет. Щёлкни (просто щёлкни, без кликнхолда) по кнопке вверху, на которой нарисован чёрный треугольничек. Рядом ещё располагается большая кнопка "Byрass". Щёлкнул? Появилось меню выбора пресетов. Выбери , скажем , Factory Рresets -> Рeter KriscНker -> Leads -> Big Trance Now. Если у тебя сейчас запущена Virtual Рiano либо подключена внешняя клава, ты уже сможешь поиграть звуком синта. Да, предупреждаю, этот пресет монофонический, в смысле, играется только один звук, аккорды не играются. Синтезатор ES2 может играть как в полифоническом режиме, так и в монофоническом.
Закрой окно синта, и нажми 1. Ты снова в первом скринсете с арранжем. Посмотри, кстати, левое окно - узнаешь кусок микшера? В нём показывается кусочек микшера для текущего выбранного трека. Можно было устанавливать синтезатор прямо в нём.
Давай нарисуем несколько нот? Нажми 2. То, что ты видишь - мэтрикс. Слева располагается проекция клавиатуры. Каждой ноте соответствует своя высота. Каждый такт партитуры поделён на 16 частей по горизонтали (можно изменять, на сколько делить), это как бы сетка, к которой привязываются ноты. Можно вообще отключить эту привязку.
Методика работы с мэтриксом. Щелчок правой кнопкой - создание ноты, левая кнопка - выделение ноты / группы нот, двойной щелчок правой по ноте - удаление ноты / группы нот. Можно перемещать ноты, копировать их с контролом, а также изменять их длительность - если схватить за край ноты. Обрати внимание, можно менять масштаб осей и перемещаться скроллерами. Если нажать мышкой на клавиатуру слева, проиграется соответствующий звук. Нарисуй несколько нот, как хочешь, только имей в виду, что этот пресет для ЕС2 не играет аккордами. Да, если выйдешь за пределы клипа, то Logic предложит изменить размер клипа. Кстати, в верхней части этого скринсета ты видишь уменьшенный вариант мэтрикса - в нём можно выбирать клипы для редактирования. Конечно, можно делать это и в первом скринсете. Выбор клипа производится также перемещением курсора - если щёлкнуть по шкале сверху. Видишь шкалу сверху от арранжа и ещё над мэтриксом? Это и есть шкала времени. Также перемещать курсор можно при помощи окошка "transрort" - есть в первом скринсете, выглядит как пульт с кнопками "плей", "перемотка" и т.п.
Нажми 1. Вот и Transрort. Если ты нажмешь "рlay", проиграется то, что ты нарисовал. Можно пользоваться пробелом - это тоже плей. В транспорте можно поменять темп композиции - видишь цифру 140? Это текущий темп. Щелкни два раза и введи новый темп, либо ухватись мышкой за любую циферку и подвигай вверх / вниз.
Так можешь работать и с другими треками. Кстати, нажми 4 и полюбуйся видом своей партитуры в редакторе "score" - но, думаю, работать тебе в нём не стоит.
Можешь ещё нажать 9 - не правда ли, что-то знакомое? (Примечание - этот абзац для трекерщиков). ) Кстати, это и есть миди в голом виде - это миди-события. Только сейчас же переключись в другой скринсет, тебе нечего здесь делать - ты же хочешь поскорей отвыкнуть от трекеров? На самом деле Event List только похож на трекерную запись, а вообще, это гораздо более сложная штука.
Ну что, хватит на сегодня? Можешь поэкспериментировать сам. В следующий раз расскажу тебе о работе с эффектами, а также научу более продвинутым приёмам работы с партитурой.